Английский Корнуолл — это и графство, и полуостров на юго-западе Британии.
Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии — островное государство на северо - западе Европы. Имеет морскую границу с Францией, а также целый ряд заморских территорий в Атлантическом и Индийском океанах. Королевство разделяется на четыре административно-политических части (Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия), которые, в свою очередь, делятся на графства (Англия и Уэльс), области (Шотландия) и районы (Северная Ирландия). Государственный устрой: парламентская монархия. Глава государства: королева Елизавета II. Столица: Лондон Население: 61,1 млн. человек. Государственный язык: английский.
Местные жители гордятся тем, что их родословные ведутся от настоящих кельтов (как известно, кельтские народы на территории Великобритании живут в Корнуолле и Уэльсе, а еще — в Ирландии, Шотландии и во французской Бретани). О свирепости бесстрашных кельтских воинов все мы читали еще в юности, но сегодня в самом кельтском графстве Англии все дышит миром и покоем.
Поклонники виндсерфинга уже давно облюбовали местные пляжи, а летом все прибрежные города графства оживают из-за наплыва приезжих — такое ощущение, что в стремлении сэкономить в период финансового кризиса буквально вся Англия выбирает местом семейного отдыха очаровательный, но отнюдь не безразмерный Корнуолл. Его площадь всего-то 3500 км2, а постоянную «прописку» здесь имеют немногим более полумиллиона человек.
На кончике хвоста земли. В очерке «Рыбаки Полперро» Самуил Маршак живописал свои впечатления от Корнуолла: «...Как-то неожиданно оставляешь просторы сельской и пастушеской Англии и попадаешь в совершенно иной мир — в какую-то итальянскую рыбачью деревушку или в нашу Балаклаву». На местных улочках периодически можно увидеть странные транспортные средства, напоминающие трактор с ковшом. Ковш полон свежей рыбы — только что из рыбацкой лодки. Значит, очень скоро владельцы пабов, крошечных закусочных и разного калибра ресторанчиков обновят таблички у входа: «Свежие сэндвичи с крабами», «Фиш кейкс (то есть рыбные пироги) по рецепту бабушки владельца заведения», «Супер фиш энд чипс — так готовят только у нас!»
Здесь, в рыбацком поселке, можно подметить немало милых особенностей. Например, известно, что в магазинах всего мира принято самые ходовые товары выкладывать непосредственно у кассы. Так вот, у любой корнуолльской кассирши под рукой лежит расписание отливов и приливов. Паркуя машину поблизости от моря, не удивляйтесь соседству с лодками. Обязательно поищите глазами табличку: «Просьба вернуться за машиной до 19.30, прилив — в 22.00».
Мы были уверены, что только нам, иностранцам, все кажется здесь полным мистического очарования, а фамилии — странными для жителей Туманного Альбиона. Но стоило пообщаться с британцами, как стало ясно: все окружающее и для них полно тайн, все сулит прекрасные открытия, а что касается кор-нуолльской топонимики и фамилий — это просто песня! Ну разве может быть город Труро или Полперро типично английским? А все эти люди: Пенгастеры, Пенгелли, Пенхелигены — их фамилии звучат так... по-иностранному! «Пол» относится ко всему, что касается воды — бассейнов, ручьев или бухт; «Пен» обозначает некую точку в оконечности земли — мыс или полуостров.
Есть городочки и деревеньки с названиями, вроде бы поддающимися переводу, но не тут-то было! Например, название местечка Lostwithiel уже в XVII веке вызывало бурные споры. Тогда решили, что Lost переводить надо как «хвост», а Withiel — это не только «лев», а еще и лорд, проживающий в замке, чьи очертания, виднеющиеся на горизонте, наводили смутную тревогу на местных жителей. В настоящее время лингвисты пришли к мнению, что название этого поселения пришло из старого корну-олльского наречия, где оно звучало как Lost Gwydhyel — «кончик хвоста земли, покрытый лесом». Вот так-то!
Королевское бистро. В Корнуолле родился король Артур. Казалось бы, каждый корнуоллец должен знать, где появился на свет легендарный герой, но и тут оказалось не все так Даже в информационном бюро нам ничем не смогли помочь. Наконец, охваченные отчаянием, решаемся на последнюю попытку: «Мы ищем замок, где родился король Артур, там еще есть пещера Мерлина...»
Сработало! Теперь все нам хотят помочь, наперебой рассказывают о том, как сами посещали замок, уточняют, что там и как было с погодой. Tintagel мы произносили странно для местных, сами они называли замок Тинтэджел — когда ударное «а» немного напоминает «э». Легкая утренняя дымка над Тинтэд-желом не мешает рассмотреть надписи, гласящие, что все здесь принадлежит Артуру. За несколько минут нами были обнаружены книжный магазин короля Артура, сувенирная лавочка короля Артура, паб короля Артура и соответствующий отель. Даже парковочный талон сообщил, что машина оставлена на стоянке короля Артура.
Главная достопримечательность центральной улицы — старая почта; входной билет в каменное здание XIV века с причудливой крышей стоит 3 фунта 20 пенсов. По соседству — «Бистро короля Артура», где мы выпили горячего кофе, а когда я принялась искать дамскую комнату, острословы заметили, что и туалеты в Тинтэджеле, должно быть, принадлежат Артуру.
Легендарный Артур — личность поистине колоссального масштаба, поэтому неудивительно, что сомнения в подлинности этого персонажа одолевали историков еще в позапрошлом столетии. Многие утверждали, что Артур — фигура вымышленная, всего лишь легенда рыцарских времен. Другие признавали право Артура на существование, но отрицали его королевское происхождение.
Все это свидетельствовало о существовании торговых связей со странами Средиземноморья уже в V веке и о наличии в области Тинтэджела высокоразвитого хозяйства. Скорее всего, тут и располагался королевский двор кельтского государства Думнонии (в него входили Девон, Корнуолл и частично Сомерсет), переживавшего в V-VI веках (то есть во времена короля Артура) период расцвета. Археологи смогли найти на территории Тинтэджела и постройки гораздо более преклонного возраста. Окончательный удар по скептикам был нанесен, когда во время раскопок обнаружили камень с непонятной надписью — что-то вроде Artognov. Многочисленные поклонники короля Артура сразу же увидели в этом доказательство реальности его существования.
Дитя греховной любви. Итак, именно в Тинтэджеле началась история великого короля Артура. Об этом свидетельствуют хронисты, а среди них есть и весьма уважаемые особы, к примеру Гальфрид Монмут-ский, живший в XII веке клирик и писатель, назначенный епископом собора в Уэльсе, но так и не добравшийся до места своего нового назначения. Его сочинения обеспечили создателю долгую славу. Перемешав подлинные истории и легенды, Гальфриду удалось создать оригинальные литературные труды, исторические личности в которых действовали, жили и умирали наряду с вымышленными персонажами. И не вина Гальфрида Монмутского, что читатели предпочли поверить каждому слову и начали искать исторические корни событий, принимавших порой сказочный оборот. Согласно легендам, Артур был незаконнорожденным. Король бриттов Утер Пен-драгон отправился в неприступный Тинтэджел, чтобы покорить сердцепрекрасной Игрейны, при помощи колдовских чар приняв облик ее мужа, герцога. Волшебник Мерлин помог влюбленному королю провести ночь с Игрейной, взяв с него обещание отдать на воспитание зачатого в греховной любви ребенка. Через положенные девять месяцев на свет появился мальчик, названный Артуром, которого, как и было обещано, отдали Мерлину, а король Утер женился на матери малыша, которую любил больше всего на свете.
Замок поделен на две части, связанные узким перешейком. Одна находится на островке Тинтэджел, другая — так и хочется сказать «на континенте», но речь идет о самом крупном из Британских островов. Как такового замка нет, зато живописные руины позволяют разгуляться фантазии и дарят фотографам интересные ракурсы. Многие спешат к водопаду, у которого рыцари Круглого стола клялись легендарному королю в верности, получая благословение на поиски Святого Грааля. У самой воды темнеет вход в «Пещеру Мерлина» — там всегда промозгло и холодно, а потому туристы решаются лишь на краткий визит.
Когда-то сюда, сгорая от любопытства и предвкушения встречи с легендой, добрался и Чарльз Диккенс в компании троих друзей. Мужчины приехали в открытом ландо и сто раз пожалели, что не оделись потеплее. В те времена никаких удобств для туристов еще не было, а потому писателю пришлось бродить по деревенскому бездорожью во мгле, что заставило его вскричать в расстроенных чувствах: «Кто же, о Господи, мог построить замок в столь несчастном месте?» Тинтэджел еще не был под покровительством организации «Английское наследие» и членов королевской семьи, а миллионер Фредерик Томас Гласскок еще не вложил кругленькую сумму в возведение Тронного зала короля Артура, где есть все для любителей музеев и сувенирных магазинов.
Проект рая. Корнуолл — рай для путешественников, томимых жаждой прекрасного и задумывающихся о том, чтобы провести короткий отпуск с пользой: и насладиться прикосновением к древностям, и отдохнуть по-королевски. Здесь есть и своя гора Святого архангела Михаила, близнец и зеркальное отражение французского аббатства Мон Сен-Мишель, расположенная на скалистом острове в заливе Маунтс-Бей. Если правильно рассчитать, можно приехать во время отлива (он длится от двух до пяти часов) и дойти пешком — прямо по дну моря.
Тем, кто хочет восхититься силой духа современников, стремящихся «сказку сделать былью», необходимо посетить «Проект Рая». Первоначальной идеей было создание цветущего сада в одном отдельно взятом месте, ставшем непригодным для жизни из-за разрушительной человеческой деятельности.
Для оранжерей были сооружены особые конструкции — биомы, в которых с размахом воссозданы различные климатические зоны Земли. К примеру, сад с режимом влажных субтропиков побил все рекорды по своим размерам: его длина 240 м, ширина 110 м, высота 55 м. Тропический биом стал рекордсменом по экзотическим растениям — здесь их 12 тысяч видов из разных уголков мира, есть своя пальмовая роща, каучуковая плантация, мангровые заросли. Каждый биом состоит из четырех куполов, которые поддерживаются изящными арками из стали. Проектировщики подвергали сложные конструкции разным нагрузкам и испытаниям, чтобы удостовериться, что огромные средства вложены в долговечное сооружение.
Удивительно, но именно мысль о конечности земли пришла когда-то в незапамятные времена жителям островов, когда они впервые подошли к обрыву и взглянули на Атлантический океан. Название мыс получил столь же незатейливое — Конец земли. Разумеется, как только нашлись желающие здесь строить и жить, в этом месте сразу появились «первый» и «последний» дома, а еще однажды кому-то в голову пришла отличная мысль — вбить столб с указателями, отметив разные стороны света с названиями и расстоянием. Впрочем, кроме ветра, горизонта и какого-то общего ощущения дивной красоты здесь ничего особенного и нет, зато есть отличный повод сфотографироваться на Краю земли, да еще рядом с опознавательным знаком.
Над краем можно покружить на вертолете, но в день нашего визита погода была нелетная. Благодаря ее невероятной изменчивости нам удалось увидеть пейзажи и в серой мгле, и в тускловатом солнечном свете, когда тучи унес ветер. Самые удачные фотографии получились именно при полном отсутствии красок. Почти все говорят, что черно-белые фото — самые стильные, но никто не догадывается, что снимки, сделанные здесь, самые что ни 1 на есть цветные.
Есть у здешней природы особенность: преображаться присолнечном свете — и впадать в полную монохромность при его отсутствии. Легко понять Дафну Дю Морье, одну из самых известных британских писательниц прошлого, века, которая столь проникновенно признавалась в любви Корнуоллу: «Здесь была та свобода, о которой я мечтала, о которой думала и которой еще не знала»...