Праздник взаймы

Бесплатное в интернете
Меню сайта
Поиск по всем записям
Категории блога


Праздник взаймы

Праздник взаймы


Случаи, когда иностранные праздники пытаются привиться на русской почве, — особенные. Еще Чаадаев писал, что Россия не принадлежит ни Востоку, ни Западу и любое влияние извне дает порой непредсказуемый результат.

В нашем календаре целых 12 официальных праздничных дней. Новый год, Рождество, 23 февраля, 8 Марта — все это старые добрые поводы шумно повеселиться. Помимо них существуют профессиональные праздники, и традиция отмечать их в кол-лективе до сих пор жива. День машиностроителя, работника торговли, печати, физкультуры, кино и еще много разных дней. Однако в конце XX века стал появляться интерес и к зарубежным праздникам: в неофициальный календарь вдруг вошли такие события, как День святого Валентина, святого Патрика и, наконец, День всех святых. Все эти пришлые торжества довольно быстро завоевали широкую популярность, особенно среди молодежи.

Веселье в новом свете
Пожалуй, одним из первых европейских праздников, получивших широкое распространение в Америке, стал день покровителя Ирландии — святого Патрика, отмечаемый 17 марта. Первый парад, посвященный Дню святого Патрика, который прошел в Нью-Йорке, датируется 1762 годом. Этот праздник, так же как и Хэллоуин и День святого Валентина, появился в США вместе с многочисленной ирландской диаспорой, приехавшей осваивать Новый Свет.

Центром торжеств традиционно считаются Ирландия, некоторые провинции Канады (там это что-то вроде дня страны) и, конечно, США, где в этот день улицы городов расцветают пышными парадами и фестивалями. Причем Америка в плане помпезности — впереди планеты всей. В Штатах в эти дни царит безудержное веселье, в котором участвуют не только простые жители, но и все чиновники во главе с президентом. Совершенно немыслимая атрибутика — огромные зеленые очки в виде трилистника, зеленые шапки, парики, майки, открытки с лепреконами и ирландскими флагами, плакаты, значки — украшает всех жителей. Даже река в Чикаго окрашивается в изумрудный цвет — символ Ирландии. Это настоящий фестиваль, который не уступает по яркости карнавалу в Рио-де-Жанейро.

Ирландские компании по всему миру развозят пучки живого клевера, или трилистника, — символа страны. В прошлом году такой пучок на День святого Патрика украшал даже петлицу президента США Барака Обамы.
В конце XX века, после падения железного занавеса и начала процесса глобализации, буйство ирландского триколора появилось на улицах нашей столицы. Парады в честь святого Патрика проходят в Москве с 1992 года — официально, при поддержке правительства Москвы и посольства Ирландии. Фестиваль в Первопрестольной длится пять дней, прямо как в Дублине. В программу входят торжественные мероприятия, концерты, танцевальные выступления в клубах и на концертных площадках Москвы и многих других городов. Необходимо оговориться, что наши шествия выполнены в лучшем духе советских времен, с минимальным количеством участников. «Нудный, серый, скучный» — такой ответ можно было получить в прошлом году на вопрос: «Как вам парад на Новом Арбате?» Альтернативное шествие на Старом Арбате и празднование в многочисленных ирландских па-бах выглядят гораздо веселее. Правда, в итоге все сводится к банальной попойке, с конкурсами «Кто больше выпьет» и задиранием ирландской юбки с демонстрацией интимных частей тела. Учитывая наш менталитет, вскоре может получиться праздник не Зеленого острова, а зеленого змия.

Казалось бы, здорово и весело: веселые башмачники, старинные ирландские затеи, музыка волынок, национальные танцы... Можно просторазвлекаться и не задумываться обо всем так глубоко. Почему бы не провести время беззаботно и весело? С удовольствием бы, но не выйдет. Потому что русские люди не так кредитоспособны, как американцы в основной своей массе, и известные наши национальные черты сделают русский День Патрика незабываемым зрелищем, с пьянкой, дракой и маргинальными разборками. Вот скажите, если вы не являетесь ярым поклонником ирландской культуры, будете ли радоваться от души этому празднику, нацепив на себя зеленую шапку и завернувшись в ирландский флаг? Может быть, звучит и зловеще, но из песни слова не выкинешь. То, что люди забывают собственные традиции и перенимают раскрученные по всему миру праздники с яркой символикой, — это некий знак эпохи постмодерна. В наше время в мире распространяются всевозможные техники, построенные с использованием стратегии «антипамяти». Например, во всем мире символом праздника Рождества является Санта-Клаус. Это одна из фигур антипамяти, ведь Санта — выдуманный персонаж, копия, не имеющая оригинала в реальности, или, как сказали бы постмодернистские философы, — симулякр. Этот симулякр не несет в себе никакой информации, кроме своей собственной — красного полушубка, белой бороды и оленей. Он не имеет отношения ни к святому Николаю, ни к Христу, подменяя главное второстепенным и становясь в центр праздника. По такому же принципу построены и остальные модные в наше время торжества. Так, лепреконы, валентинки и тыквенные головы потеснили святого Патрика, святого Валентина и всех святых, поминаемых 1 ноября. Таким образом теряется идентичность любого явления и человека.

На заре христианства и вплоть до раннего Средневековья церковь всеми силами пыталась избавиться от языческих традиций. Одним из способов их искоренения было соединение христианских праздников с древними языческими. Так, в IX веке один из римских пап перенес День всех святых с 13 мая на 1 ноября, в ночь на которое бурно отмечался старинный кельтский праздник сбора урожая — Самайн. Со временем два праздника слились в один — сегодня День всех святых является официальным выходным во многих странах мира, в то время как мало кто может объяснить, почему «каноническим» символом торжества стала спелая тыква.

В США Хэллоуин (в буквальном переводе с англосаксонского — «вечер всех святых») попал в XIX веке, и именно в Новом Свете синонимом Хэллоуина стало разнузданное веселье и хулиганство. Считается, что во всем «виноваты»... геи, которые начали отмечать эту дату особенно бурно в 70-е годы XX века. Сперва Хэллоуин стали пышно праздновать в одном из районов Сан-Франциско, где проживало много однополых пар, потом традиция распространилась на другие места Америки, где также существовали гей-сообщества: Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке, Западный Голливуд, Ки-Уэст во Флориде. Потом этот праздник оброс дорогостоящей атрибутикой, что теперь без стеснения эксплуатируется крупными компаниями. Это дополнительно иллюстрирует то, что Хэллоуин — добрый помощник американской экономике. Вообще коммерциализация праздников — не просто американская черта, но и американская беда. Люди, подсевшие на дорогую атрибутику и подарки к праздникам, сейчас находятся в полной зависимости от всего этого. На улицах городов США все чаще устраиваются акции протеста. Так, например, американец Арт Конрад, сопротивляясь коммерциализации одного из самых популярных праздников на Западе — Рождества, — поставил во дворе своего дома белый крест высотой около пяти метров, на котором был распят Санта-Клаус. Конрад сфотографировал композицию и разослал друзьям в виде открыток с подписью: «Санта умер за твою MasterCard». Подобные демарши прокатились волной по всему миру.

В России Хэллоуин пытался прижиться еще в царские времена, правда, тогда был отвергнут как языческий. После распада Советского Союза он снова появился на просторах нашей родины и с 1999-го отмечается каждый год. Но попрежнему многие продолжают относиться к нему отрицательно, утверждая, что Хэллоуин размывает национальные и религиозные границы.

День всех влюбленных, отмечаемый 14 февраля, — тоже европейский праздник, переехавший к нам из далекой Америки. Изначально в эти дни в Древнем Риме проходил фестиваль Луперкалии, посвященный богине «лихорадочной» любви Юноне, или Юно Фебруате, покровительнице женщин и брака. Главной частью праздника был обряд, в котором обнаженные мужчины пробегали вокруг Палатинского холма, на пути стегая ремнями всех попадавшихся женщин. Считалось, что после этого обряда женщины будут плодовиты и смогут легко рожать. Участники делились на влюбленные пары, но только до следующего года. По другим данным, в эти дни почитался Фавн, или Луперк, — божество, оплодотворяющее и посылающее изобилие.
Этот фестиваль у людей ассоциировался с беспорядочными связями, свободной любовью и удовольствием. Молодежь категорически противилась отмене этого праздника в угоду христианской морали. Тогда в конце V века он был аккуратно переименован в День святого Валентина. Молодые люди остались довольны, празднуя День всех влюбленных, и языческое торжество было завуалировано христианским названием.

Этот святой древней церкви был казнен за проповедническую деятельность среди молодежи. Постепенно житие святого Валентина начало обрастать историями, связанными с венчанием влюбленных пар и любовью святого к дочке надзирателя тюрьмы, но это не более чем легенды. Сейчас святой Валентин у всех ассоциируется с влюбленностью. Этого достаточно для того, чтобы устроить торжество и подарить валентинку.

День святого Валентина из всех вышеупомянутых праздников наименее агрессивен, но, к сожалению, не несет той смысловой нагрузки, какую мог бы иметь. В чем суть этого праздника и что он значит лично для меня? Для чего мы позаимствовали его? Может быть, нам его навязали? Каждый должен задать себе эти вопросы. День любви — это очень важно для нашего общества, и в то же время любой праздник может стать днем любви, все зависит только от нас.


Добавить в закладки
Категория: Статьи | Добавил(а): Lexx (09.06.2011) | Источник материала
Просмотров: 2410 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
der="0" width="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Код *:
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Copyright Lexx © 2024 | Карта сайта | DirectoryStat