Рокарий — декоративный сад с элементами из камней, сооружаемый на плоскости или на террасах.
Термины и определения. Ещё 10-15 лет назад в литературе, посвященной ландшафтной архитектуре, проводилось чёткое различие между терминами «рокарий» и «альпинарий». В настоящее же время всё чаще встречаешься с полным объединением этих понятий под общим названием «каменистые сады», что невольно приравнивает рокарий и альпинарий к «саду камней» японского стиля, совершенно отличному от них. Кроме того, применительно к небольшим садовым участкам в 6 соток эти элементы садового дизайна часто называли «горкой», внося ещё большую путаницу. Поэтому, для начала целесообразно определиться с терминологией.
Альпинарий — каменистая горка или холм с растениями, характерными для альпийского и субальпийского пояса, со специально оборудованным дренажом. Главное тут — именно система интенсивного дренирования почвы, которая и отличает альпинарий от рокария. Почему?
Дело в том, что «альпийские растения», произрастающие в горных условиях, порой на очень бедных почвах, приспособились довольствоваться небольшим количеством воды и излишки влаги им не нужны. Для этих растений зачастую достаточно той влаги, которая собирается в расщелинах камней при выпадении росы. Уход за такими растениями требует от садовода особых знаний и много времени. Поэтому устройством и содержанием настоящих альпинариев занимаются лишь очень увлечённые люди.
Растения, высаживаемые в рокариях, как правило, не предъявляют особых требований к культуре содержания и не требуют от садовника каких-то специфических знаний, что делает рокарий всё более и более популярными. Простейший рокарий соорудить несложно. Достаточно живописно уложить несколько камней (порой хватает даже одного большого валуна) и высадить между ними растения. Сложные рокарий сооружают в виде террас с подпорными стенками, с элементами альпинария, с водоёмами и каскадами.
Несомненно, вид рокария должен гармонировать с окружающим ландшафтом и с общей стилистикой дизайнерского решения садового участка. Поэтому до начала работ садовод должен чётко представлять, какие элементы будут входить в композицию, какие камни и растения будут использованы, каковы окончательные размеры рокария и сколько времени придётся уделять для его поддержания.
Композиция. Рокарий, как и большинство объектов ландшафтного дизайна, является объёмным произведением, объединяющим не только элементы живой и неживой природы (а в некоторых случаях и малые архитектурные формы, и освещение), но и собственно наблюдателя — человека, рассматривающего это произведение. Поэтому при составлении плана рокария обязательно следует учитывать, откуда (с какого расстояния и с какой высоты) его будут наблюдать. Нужно помнить и о том, что имеют значение не просто размеры рокария, но и его глубина, то есть протяжённость по линии взгляда. Именно глубина обуславливает перспективу и открывает большие возможности в построении композиции рокария.
В литературе можно встретить описания разных «типов» рокариев. Это так называемые «горные долины», «ручьи», «склоны», «овраги», «ущелья», «стенки», «гряды» и т.п. На самом же деле они являются вариациями всего лишь двух типов: плоскостного (равнинного) и объёмного или высотного (террасного, горного). Как видно из названия, плоскостные композиции сооружают на плоскости. При этом наблюдатель будет смотреть на них сверху вниз. При сооружении такого рокария садовод может поэкспериментировать в сочетаниях цветовых пятен и форм, расположенных на плоскости.
При рассмотрении высотных рокариев наблюдатель вынужден поднимать глаза, останавливая взгляд на отдельных его частях, расположенных на разной высоте. Это даёт возможность садоводу «поиграть» с объёмами, светотенями, фактурами. Такой рокарий воспринимается уже не как клумба с камнями, а как элемент малой архитектуры.
Конечно же, тип рокария определяется прежде всего рельефом участка. «Холм», «скала», «гряда», «стенка» хорошо будут смотреться на склонах или террасах, но выложенные на ровной поверхности они будут диссонировать с окружающим ландшафтом и требовать дополнительного оправдания своего существования. В подобных случаях высотный рокарий «отодвигают» на периферию участка (чтобы создать большую перспективу) и сооружают на фоне стены или зелёной изгороди.
В последнее время в ландшафтном дизайне популярны террасы и подпорные стенки. Соорудить на плоском участке террасный рокарий поможет использование оптических эффектов, «обманывающих» наше зрение. Например, каменные стенки, которые являются обязательным элементом типичного террасного рокария, устанавливают не вертикально, а немного наклоняют внутрь — в сторону от наблюдателя. Грунт на таких «террасах» засыпают и планируют тоже наклонно — приподнимают в передней части и «сводят на нет» сзади. В результате образуются «ступени террас», поверхность которых не попадает в поле зрения наблюдателя, что и создает впечатление, что они имеют большую высоту.
Несомненно, при воссоздании на садовом участке уголка живой природы садовод стремится избежать излишней симметрии. Но глаз человека устроен так, что чрезмерная асимметрия воспринимается как отсутствие гармонии. Поэтому даже при оформлении участка в «природном стиле», при котором, казалось бы, всё должно быть посажено случайным образом и абы как, на самом деле необходимо чётко соблюдать соответствие размеров, форм и окраски всех элементов: зданий, ограждений, деревьев, кустов, полян (газонов), дорожек и т.п. Это же относится и к композиции рокария, которая также должна быть сбалансирована как по размерам, так и по окраске составляющих её элементов.
Для правильного композиционного решения рокария садоводу следует определить основной сектор его обзора или при круговом обзоре — основной акцентный пункт. Глаз человека всегда стремится выделить в наблюдаемом объекте ось симметрии и именно на этой оси следует расположить основной акцент композиции. Например, крупный валун, размещённый в центре, больше всего привлекает внимание и играет роль акцентной точки. При смещении его к одному из краёв композиции взгляд наблюдателя невольно будет смещаться в сторону этой точки и рокарий будет восприниматься однобоко. Для обеспечения равновесности и «перетягивания» взгляда к центру этот валун должен быть «сбалансирован» другим элементом — камнем, кустом, статуей и т.п., расположенным более-менее симметрично относительно центральной оси рокария.
То же можно сказать и о цветовых пятнах. Светлые и яркие каменные элементы, растения со светлой и пятнистой листвой, обильно цветущие растения кажутся более крупными, а растения с тёмно-зелёной листвой или тёмные и чёрные камни — меньше своих размеров. При сочетании контрастирующих светлых и тёмных окрасок создаётся впечатление различной удалённости близких элементов композиции, что можно использовать для визуального увеличения объекта.
При возможности обзора рокария лишь с одной стороны следует учесть фон композиции — будет ли это стена дома, забор, листва кустов или деревьев, газон. Если имеющийся «фон» — нежелателен, его закрывают зелёной изгородью, шпалерами или ширмами.
При одностороннем обзоре самые высокие каменные и растительные элементы размещают на заднем плане, при круговом обзоре — в центре. В террасном рокарий растения, высаженные на нижних плоскостях, не должны закрывать высаженные сверху. Крупные элементы желательно использовать в качестве симметричного обрамления. Так, высокий куст с краю на нижней террасе, будет «перетягивать внимание» и его размер, форму или цветовое пятно желательно «повторить» с другой стороны композиции. Вообще же при правильной организации террасного рокария акцентные точки должны располагаться более менее равномерно по плоскостям террас. В зависимости от размеров рокария в нём могут быть высажены и относительно крупные древовидные и кустовидные растительные формы (например, стриженные топиарные фигуры, привитые штамбовые формы), установлены малые архитектурные формы в виде гротов, колонн, статуй, арок, пергол, визуально вытягивающие всю композицию в высоту. Однако следует помнить присущий человеческому глазу принцип «золотого сечения»: при оптимальной компоновке «высокого» рокария соотношение его максимальной высоты к ширине должно быть около 5/8, а для «низкого» рокария — 3/8. Другие пропорции могут вносить диссонанс при восприятии рокария.