Великий Устюг богат историей, природной красотой и великолепной архитектурой. Зимой здесь стоят трескучие морозы, а летом лихо бегут реки, у берегов которых раскинулся этот старинный город. Его жители — широкой души румяные люди, знающие Деда Мороза не понаслышке. Каждый год, 18 ноября, они первыми поздравляют его с очередным днем рождения, а потом наблюдают, как в его вотчине полным ходом идет подготовка к Новому году.
В этот край в поисках волшебства ежегодно приезжают более 200 тысяч человек. Из Москвы в Устюг идут туристические поезда и летят самолеты, а в день рождения Деда Мороза сюда со всей страны — да и из-за рубежа — съезжаются его многочисленные «коллеги»: Паккайне из Карелии, Чысханн из Якутии, Ямал Ири из Салехарда, Саган Убугун из Бурятии, святой Николай из Украины, Лачплесис с подругой Лаймой из Латвии. Прибывает и внучка — костромская Снегурочка, а также Снегурочки из Югры и Тольятти.
В лесную резиденцию, что в 11 километрах от Великого Устюга, может попасть каждый — двери в доме Мороза открыты всем. К декабрю, самому жаркому на работу месяцу, в усадьбу подтягиваются помощники. Они готовят подарки, наряжают елки и вместе со своим сказочным начальником отвечают на письма, коих каждый год приходит порядка 200 тысяч — и ни одно из них не должно остаться без ответа. В этом году кроме традиционной бумажной почты Дед Мороз освоил интернет, блоги и социальные сети, открыл электронную Книгу добрых дел и обзавелся новым посохом со спутниковым передатчиком, позволяющим точно определить местонахождение волшебного дедушки.
В сказочном лесу за ветвями прячутся уютные гостевые теремаидажезоопарк,где живут подаренные Деду Морозу звери — рыси, волки, медведи, лоси, олени, белки и всевозможные пернатые. Над головой поскрипывают деревья и носится птичий грай. Мороз расцвечивает хрусткий снег всеми цветами радуги. Вот-вот из-за поворота покажется упряжка, а в санях — Дед Мороз с огромным мешком подарков. Румяные энергичные мамаши катят коляски с укутанными в коконы одеял детишками. Люди приветливы и гостеприимны. Возникший туристический бум их явно не пугает: устюжане, как и в далекие времена, спокойно и быстро адаптируются к ситуации.
На центральной площади города наряжена и горит огнями большущая елка — со дня рождения Деда Мороза. Вдоль дороги темнеют деревянные тротуары. Древний город Русского Севера, хранитель загадок запутанной истории средневековой Руси, родина землепроходцев и мореплавателей, и сегодня живет своей удивительной жизнью.
Предприимчивые устюжане освоили путь до Урала и Тихого океана, открыли новые земли. Семен Дежнёв, в 1648 году отправившись на кочах — небольших суденышках — в путешествие, обнаружил пролив между Азией и Америкой. По пути он описал Чукотку и основал Анадырский острог. Ерофей Хабаров, земляк Дежнёва, в 1649 году кратчайшим путем прошел из Якутска до Амура, и в его честь дали имя городу — Хабаровск. Устюжанин Владимир Атласов в 1697 году благодаря своей неуемной энергии добрался до Камчатки и Курильских островов, описал их и тем самым внес в реестр земель российских.
В старые времена всем тут, как и повсюду на Русском Севере, заправляли купцы. Богатые устюжские «гости» не только торговали заморским и сибирским товаром, пушниной и воском, но и в изобилии возводили величественные каменные храмы. Никифор Ревякин, купец гостиной сотни, прославил в веках свое имя не только тем, что оплатил строительство церкви Вознесения на Торгу — самого впечатляющего из городских храмов и самого заметного символа местного архитектурного стиля, с рядами изящных каменных кокошников, — но и тем, что стал инициатором возрождения Михайло-Архангельского монастыря, старейшего в городе, основанного еще в 1212 году преподобным Киприаном.
Великий Устюг — музей под открытым небом. Здесь можно не только увидеть великолепные соборы и побродить по старинным улочкам среди низкорослых купеческих особняков и могучих северных деревянных изб, но и познакомиться с традиционными русскими ремеслами, многие из которых здесь особые — устюжские. Чернение по серебру, просечное железо, резьба по бересте, художественная жестяная ковка — так называемые морозные узоры, чеканка, шитье бисером, формовка изразцов — слава Устюга как города мастеров разнеслась по всей стране еще в стародавние времена. Сегодня по всему городу открыты сувенирные лавки, в которых глаза разбегаются от обилия берестяных, деревянных, домотканых вещей, украшений, посуды, кружев. В антикварных лавках тесно от множества старинных самоваров, ступок, часов, туесов, глиняной посуды. По стенам висят расшитые рушники, домотканые рубахи, большие и маленькие платки с кистями и без, ручной работы половики всех мыслимых и немыслимых цветов. На верхних полках стоят пузатые кувшины с короткими тупыми носиками — для молока, черно-серые толстые глиняные чаши с нагаром — для топления молока в печи — и странной формы жестяные предметы утвари. Они похожи на плоские большие чаши с выточенным острым носиком — рифленые по бокам, как матрешки складывающиеся одна в другую. Это исконно русская чаша — ендова. Раньше в такие наливали пиво и пускали по кругу. Такая вот национальная «чаша мира».
Многим вещам в лавках больше сотни лет. Нынешние устюжане, найдя на своих чердаках прялки, колотушки, старую утварь, несут все в лавки и музеи. Поэтому любая вещь, которую вы держите в руках, имеет свою историю, свой возраст и путь. Как вот эта ендова, запыленная долгими «прятками» на высоченной полке. Пока заворачивают покупки, не возбраняется обрядиться в национальную праздничную холщовую рубаху, женскую или мужскую, повязать на голову плат или нахлобучить картуз и прогуляться в таком виде по салону. Хозяйке нравится игра, она приносит прялку и трещотки, и вот вы — живое дополнение к интерьеру.
Можно импровизировать, срывая аплодисменты публики. А уже дома — тепло вспомнить такую забаву, налив в ендову пива и угостив им дорогих гостей, заодно попотчевав рассказами. О чем? Да хотя бы о встрече с Дедом Морозом.